Двигатель: приборы системы питания и выпуска газов
1. Корпус бензинового насоса.
2, 25, 56. Пружина.
3. Головка бензинового насоса.
4. Крышка головки.
5. Тяга диафрагмы.
6. Уплотнитель тяги диафрагмы.
7. Выпускной клапан.
8. Впускной клапан (два).
9. Диафрагма бензинового насоса.
10. Пружина возвратная.
11. Рычаг привода.
12. Ось рычага привода.
13. Рычаг ручной подкачки.
14. Пружина рычага ручной подкачки.
15. Чашка диафрагмы.
16. Фильтр сетчатый.
17. Гайка-барашек.
18. Коромысло.
19. Стакан-отстойник.
20. Корпус фильтра.
21. Прокладка.
22. Фильтрующий элемент.
23. Корпус фильтрующего элемента.
24. Сетка фильтрующего элемента.
26. Выходное отверстие.
27. Входное отверстие.
28. Держатель коромысла.
29. Винт.
30. Приемный патрубок.
31. Асбестовый слой.
32. Наружный корпус глушителя.
33. Выпускной патрубок.
34. Перегородка глушителя.
35. Донышко глушителя.
З6. Воздушный клапан.
37. Паровой клапан.
38. Наливная горловина (нижняя часть).
39. Воздушная трубка.
40. Соединительный шланг.
41. Пробка бензинового облака.
42. Наливная горловина (верхняя часть).
43. Уплотнитель.
44. Лента крепления бака.
45. Датчик уровня.
46. Заборная трубка с фильтром.
47. Фланец.
48. Верхняя коробка.
49. Крючок крепления.
50. Сливная пробка.
51. Нижняя чашка фильтра-заборника.
52. Штифт.
53. Ячейка фильтрующего элемента.
54. Верхняя чашка фильтра-заборника.
55. Заборная трубка.
Приборы системы питания предназначены для хранения запаса топлива, подачи его к карбюратору (с необходимой очисткой), организации смесеобразования и распределения горючей смеси по цилиндрам двигателя.
Бензиновый бак емкостью 55 л расположен сзади автомобиля под полом багажника. Бак крепится к кронштейнам кузова с помощью лент 44 и крючков 49. Во избежание скрипа между баком и кузовом и под ленты помещены прокладки. Бак состоит из двух частей, сваренных между собой. Между верхней и нижней половинами бака установлены две перегородки с распоркой, повышающие жесткость бака и уменьшающие переливание и плескание топлива. В нижней половине бака выштамповано углублением в котором расположено сливное отверстие, закрытое пробкой 50 с прокладкой. В верхнюю половину бака вварена (и пропаяна для герметичности) нижняя часть наливной горловины 38. С помощью гибкого шланга 40 к нижней части горловины крепится верхняя часть горловины 42, которая дополнительно прикреплена к кузову кронштейном. На верхнюю часть горловины надет резиновый уплотнитель 43.
Для отвода воздуха при заполнении бака с целью предупpeдить выплескивания бензина бак снабжен воздушной трубкам 39, состоящей из двух частей: нижняя часть трубки вварена в верх бака, верхняя часть трубки – в наливную горловину (в ее верхнюю часть). Нижняя часть воздушной трубки соединена с верхней шлангом из бензостойкой резины, закрепленным на трубке стяжными хомутами. К верхней половине бака крепятся три фланца, к которым, в свою очередью крепятся датчик 45 электрического указателя уровня бензина, фланец 47 бензозаборной тру6ки 46 и стержневой указатель уровня бензина (щуп).
На нижний конец бензозаборной трубки 46 надет съемный фильтр, состоящий из шести элементов 53, изготовленных из капроновой сетки, залитой в каркас из поликапролактама. Элементы прижаты друг к другу пружиной 56, надетой на трубку, a внизу удерживаются штифтом 52, запрессованным в заборную трубку.
Hаливная горловина бака герметично закрывается пробкой 41 с прокладкой и плоской пружиной. Пробка крепится на цепочке проволочным кольцом, вставленным в горловину бака. В пробке установлены два клапана: воздушный (впускной) 36 – пропускает воздух в бак при понижении уровня топлива по мере его расхoдования, отрегулирован на открытие при разрежении в баке (0,1-0,03 кгс/см2) и паровой (выпускной) 37 – выпускает пары топлива при повышении давления внутри бака вследствие испарения бензина, особенно в жаркую погоду (отрегулирован на открытие при избыточном давлении 0,71-1,52 кгс/см2). Клапаны служат для предапреждения повреждения бака (смятия или раздувания). В корпусе пробки (в местах выступов) имеются два отверстия, сообщающие внутреннюю часть пробки и наливной горловины с атмосферой.
При нулевой подаче топлива насос создает давление 170-225 мм рт. ст. и разрежение во всасывающей ветви не менее 350 мм рт. ст. при 240 оборотах коленчатого вала двигателя. Производительность насоса 140 л/мин при 1800 об/мин эксцентрика.
Бензиновый насос состоит из корпуса 1, головки 3 и крышки головки 4. Крышка головки через уплотнительную прокладку из бензомаслостойкой резины двумя винтами крепится к головке бензонасоса. Головка бензонасоса разделена перемычкой на всасывающую и нагнетательную полости. В нагнетательной полости размещен нагнетательный клапан (выпускной) 7, а во всасывающей полости находятся два впускных клапана 8, над которыми установлен фильтр 16, изготовленный из мелкой латунной сетки. Между фланцами головки и корпуса зажата диафрагма 9, состоящая из четырех слоев специальной хлопчатобумажной ткани, пропитанной бензомаслостойким лаком. Чашки 15 связывают диафрагму с тягой 5. Тяга 5 диафрагмы имеет в нижней части утолщение, удерживающее стальные шайбы, на которые воздействует вильчатый конец рычага 11 привода бензонасоса. Для защиты диафрагмы от попадания масла и разъедания ее катерными газами тяга диафрагмы уплотняется сальником 6, изготовленным из бензомаслостойкой резины. Сверху на сальник установлено защитное стальное кольцо, в которое упирается нижний конец пружины 2 насоса. Второй конец пружины упирается в нижнюю чашку 15 диафрагмы. Пружина создает необходимый напор и обеспечивает полуось удерживается с дачу топлива в карбюратор. В корпус бензонасоса вставлена ось 12. От перемещений ось удерживается с одной стороны заглушкой, а с другой – резьбовой пробкой. На оси (для уменьшения износа имеется закаленная втулка, которая входит в отверстие рычага 11 привода бензинового насоса. С помощью пружины 10 рычаг постоянно поджимается к эксцентрику распределительного вала. В приливах корпуса расположен валик рычага 13 ручной подкачки. Со стороны рычага валик уплотняется сальником, а с другой стороны в отверстие корпуса запрессована заглушка. В корпусе имеется контрольное отверстие с сетчатым фильтром для контроля герметичности диафрагмы. При негерметичной диафрагме из отверстия будет течь бензин.
Работает насос следующим образом. При набегании эксцентрика на рычаг привода бензонасоса 1 последний перемещает тягу диафрагмы вместе с чашками вниз, изгибая диафрагму, в результате этого над диафрагмой создается разрежение, которое закрывает нагнетательный (выпускной) клапан. Давлением топлива открываются всасывающие клапаны, и бензин заполняет всю камеру. При сбеге эксцентрика с рычага вильчатый конец последнего освобождает тягу диафрагмы. Диафрагма вместе с чашками под действием пружины перемещается вверх, вытесняя бензин через нагнетательный клапан из наддиафрагменной полости в полость нагнетания насоса и далее к отводному штуцеру. Впускные клапаны при этом закрываются давлением бензина. Насос обладает саморегулируемостью, т. е. количество бензина, подаваемое им, зависит от расхода топлива через карбюратор. При небольших расходах топлива ход диафрагмы недоиспользуется, а ход рычага привода частично будет холостым. При возрастании расхода топлива через карбюратор давление бензина в нагнетающей полости насоса упадет и диафрагма автоматически увеличит свой ход на величину, необходимую для уравнивания давлений в нагнетающей полости бензонасоса с одной стороны и пружины с другой стороны.
Следует отметить следующие конструктивные особенности насоса:
1. Для очистки фильтра 16 следует отвернуть два винта крепления крышки головки 4 насоса и, сняв прокладку из бензиностоикой резины, снять фильтр, который следует промыть в керосине или чистом неэтилированном бензине.
2. Диафрагма 9 насоса защищена от разъедания картерными газами специальным уплотнителем 6, надетым на тягу 5 диафрагмы. Сверху на уплотнитель надето стальное кольцо, в которое упирается нижний конец пружины 2 насоса, поджимая вторую плоскую часть уплотнителя к корпусу 1 насоса, уплотняя таким образом поддиафрагменную полость. Одновременно уплотнитель 6 не дает возможности в случае прорыва диафрагмы 9 бензину, вытекающему из полости головки 3 насоса, попасть в картер двигателя и разжижать находящееся там масло.
Рекомендуется периодически производить проверку давления, разрежения и производительности, развиваемых бензиновым насосом. Это позволит предупредить перебои в подаче топлива из-за неисправности насоса. Проверку насоса можно провести непосредственно на автомобиле. Двигатель при этом должен работать на минимально устойчивых оборотах холостого хода. Насос отсоединяют от карбюратора (питание осуществляют самотеком) и подсоединяют к манометру со шкалой до 1 кгс/см2. Для исправного насоса давление должно быть в пределах 0,27-0,32 кгс/см2. Можно проверить давление насоса, не отсоединяя его от карбюратора, а подсоединив манометр через тройник, ввернутый на выходе топлива из насоса. Однако этот способ менее точен, чем предыдущий. Проверив давление, останавливают двигатель. Давление должно сохраняться (не должно падать) не менее 70 с. Падение давления свидетельствует о неисправности насоса, негерметичности клапанов или прорыве диафрагмы, который можно обнаружить по течи бензина из контрольного отверстия.
От насоса топливо по соединительному трубопроводу поступает к фильтру тонкой очистки топлива, который состоит из корпуса 20, стакана-отстойника 19, фильтрующего элемента 22, прокладки 21, пружины 25 и зажимного устройства. Зажимное устройство состоит из коромысла 18, держателя 28, винта 29 и гайки-барашка 17. Зажимным устройством стакан-отстойник 19 с уплотнительной прокладкой 21 из бензостойкой резины крепится к корпусу фильтра 20. Внутри стакана-отстойника к той же уплотнительной прокладке 21 пружиной 25 поджат и фильтрующий элемент 22. На двигатель может устанавливаться фильтр с бумажным фильтрующим элементом или с фильтрующим элементом, изготовленным из латунной сетки (1486 ячеек на 1 см2). Сетка 24 в два слоя наматывается на корпус 23 из алюминиевого сплава, имеющий на боковой поверхности ребра и отверстия для прохода бензина. Сетка удерживается пружиной, надетой снаружи. Бензин через входной штуцер поступает в стакан-отстойник, где осаждаются наиболее крупные частицы примесей. В фильтрующем элементе происходит окончательная очистка бензина, который затем поступает к карбюратору.
Глушитель шума выпуска – прямоточного типа, с системой резонаторных и расширительных камер. Конструкция глушителя неразборная, он изготовлен из штампованных (из листовой стали) и сваренных между собой деталей. Кopnyc глушителя покрыт теплоизоляционным слоем асбеста, который для предотвращения повреждения обернут жестью. Внутри глушитель шестью перегородками и дополнительными трубами разделен на ряд отсеков, которые вместе с передним и задним днищем глушителя образуют систему расширительных и резонаторных камер. В расширительных камерах внутренняя труба имеет перфорацию с отверстиями. В связи с этим при прохождении газов по трубе они проходят через перфорацию (щель в трубе) и заполняют камеры.Благодаря этому на выходе газов из трубы их давление и скорость значительно понижаются, что уменьшает шум при выпуске. Давление газа в камерах пульсирует так же, как давление в трубе. Вследствие этого при повышении давления газов в трубе (такт выпуска в каком-либо цилиндре) повышается давление и в камерах. Когда давление в трубе понижается, газы из камер через отверстия поступают в трубу, обедняя общее давление и понижая его в камерах. Таким образом, камеры служат для уменьшения давлений газов и для сглаживания пульсаций в трубе. Для того чтобы погасить шум различных частот, возникающий на разных режимах работы двигателя, в глушителе имеется целая система резонаторных камер с различными объемами внутренних частей. В этих камерах возникают колебания разной частоты, гасящие соответствующие колебания звуковых волн, возникающие при выхлопе двигателя.