Двигатель: система питания и выпуска газов
1. Впускная труба.
2. Трос привода воздушной заслонки.
3. Патрубок (переходный) к карбюратору.
4. Карбюратор.
5. Переходная коробка воздушного фильтра.
6. Фильтрующий элемент.
7. Корпус фильтра.
8. Хомут крепления фильтра.
9. Защитный щиток карбюратора.
10. Теплоизоляционная прокладка карбюратора.
11. Заслонка регулирования подогрева.
12. Выпускная труба.
I – топливный бак.
II – топливопровод.
III – бензиновый насос.
IV – фильтр тонкой очистки топлива.
V – воздушный фильтр.
VI – карбюратор.
VII – глушитель шума выпуска.
VIII – выпускная труба глушителя.
IX – топливопровод системы перепуска топлива.
Воздух, поступающий в воздушный фильтр, забирается справа от pадиатора через воздухозаборный патрубок, соединенный гибким шлангом с патрубком воздушного фильтра. Фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего в карбюратор, где образуется топливовоздушная горючая смесь, которая подается через впускную трубку в цилиндры двигателя.
Воздушный фильтр – инерционно-масляный, с контактным фильтрующим элементом и боковым подводом воздуха к карбюратору. Фильтр крепится к двигателю с помощью кронштейна, установленного под гайки двух передних правых шпилек головки блока цилиндров и хомутами. Соединение фильтра с карбюратором осуществляется с помощью переходной коробки 5, которая крепится к корпусу воздушного фильтра четырьмя застежками. Уплотнение соединения достигается двусторонней прокладкой на бензомаслостойкой резины, надетой на отбортовку корпуса фильтрующего элемента. Соединение переходной коробки 5 с карбюратором 4 осуществляется с помощью резинового патрубка 3, укрепленного на карбюраторе стяжным проволочным хомутом. Переходная коробка имеет устройство для ввода газовой системы вентиляции картера двигателя. Корпус фильтра, фильтрующий элемент в сборе и переходная коробка 5 фильтра – неразборной конструкции. Размеры и форма переходной коробки подобраны из расчета наибольшего глушения шума всасывания и наименьшего влияния на регулировку возможных смещениях относительно воздушного патрубка карбюратора. Длинa воздухозаборного патрубка и шланга, надетого на патрубок корпуса 7 фильтра, также выбрана из расчета наибольшее глушения шума впуска.
Фильтрующей набивкой фильтра является термофиксированная закрученная капроновая нить диаметром 0,2-0,3 мм. Корпус фильтра имеет в нижней части специальную выштамповку (масляную ванну). Емкость ванны – 0,55 л моторного масла. Поступающий в фильтр воздух движется вниз через кольцевую цель между конусом фильтра и корпусом фильтрующего элемента. Проходя над масляной ванной, воздух меняет направление и через фильтрующий элемент 6 проходит уже снизу вверх. Затем воздух по переходной коробке и резиновому патрубку 3 поступает в карбюратор. При изменении направления движения воздуха (над масляной ванной) частицы пыли, как более тяжелые, не успевают вместе с возухом изменить направление движения и попадают в масло. При движении воздуха в фильтрующем элементе пыль оседает на смоченных маслом капроновых нитях (щетине). Кроме того, на щетине оседают капельки захваченные воздухом при движении над масляной ванной. Масло в фильтрующем элементе находится в постоянном движении, смачивая нить и смывая осевшую пыль, причем, чем выше расход воздуха через фильтр (выше обороты или больше нагрузки на двигателем, тем больше масла выносится в фильтрующий элемент.
Для правильной работы масляной ванны имеет большое значение положение маслоотражательного кольца относительного уровня масла. Поэтому нужно следить за уровнем масла и не подвергать при обслуживании маслоотражательное кольцо механическим воздействиям. Переходная коробка 5 имеет устройство для подвода вентиляции картера.
Горючая смесь, образуемая в карбюраторе 4, поступает во впускной газопровод 1, а по нему в цилиндры двигателя. Впускная труба, отлитая из алюминиевого сплава АЛ-Э, расположена с правой стороны двигателя. Она соединена четырьмя шпильками с выпускной трубой 12. Между ними поставлена железоасбестовая прокладка. Обе трубы совместно крепятся семью шпильками к головке цилиндров. Сверху к впускной трубе четырьмя шпильками крепится карбюратор 4. В передней части трубы имеется прилив, в котором сделано отверстие (на рисунке не показано) для штуцера отбора вакуума для усилителя тормозов. Под карбюратором в трубе имеется ввод (диаметром 1,4 мм) картeрных газов от системы вентиляции картера двигателя.
Отработавшие газы поступают в систему выпуска газов, которая состоит из выпускной трубы двигателя 12, приемной трубы глушителя, глушителя шума выпуска VII и выпускной трубы глушителя VIII. Приемная труба глушителя прикреплена через железоасбестовую прокладку двумя болтами к фланцу выпускной трубы и при помощи штампованного кронштейна к задней части коробки передач. Вторая точка крепления эластичного типа находится за глушителем, третья – в конце выпускной трубы глушителя.
Основным условием надежной работы приборов системы питания является их чистота. Поэтому необходимо тщательно следить за их работой в процессе эксплуатации и своевременно проводить необходимое техническое обслуживание. Бензиновый насос не следует разбирать без необходимости. Как правило, все недостатки насоса могут быть устранены после снятия крышки головки. При этом следует удалить грязь из головки и промыть сетчатый фильтр. Периодически через 25-30 тыс. км пробега следует проверить давление, развиваемое насосом. Давление должно сохраняться (не падать) не менее 10 с. Более быстрое падение cвидетельствует о неисправности насоса (чаще всего негерметичности клапанов и диафрагмы). Следует отметить следующие конструктивные особенности насоса:
1. Для очистки фильтра 16 (см. лист 10) следует отвернуть два винта крепления крышки головки 4 насоса и, сняв прокладку из бензиностоикой резины, снять фильтр, который следует промыть в керосине или чистом неэтилированном бензине.
2. Диафрагма 9 насоса защищена от разъедания картерными газами специальным уплотнителем 6, надетым на тягу 5 диафрагмы. Сверху на уплотнитель надето стальное кольцо, в которое упирается нижний конец пружины 2 насоса, поджимая вторую плоскую часть уплотнителя к корпусу 1 насоса, уплотняя таким образом поддиафрагменную полость. Одновременно уплотнитель 6 не дает возможности в случае прорыва диафрагмы 9 бензину, вытекающему из полости головки 3 насоса, попасть в картер двигателя и разжижать находящееся там масло.
Воздушный фильтр промывается через 3000-5000 км при работе автомобиля на дорогах с усовершенствованным покрытием, ежедневно – при особо пыльных дорогах. После промывки в керосине фильтрующий элемент следует смочить в масле, дать маслу стечь, затем заправить в корпус 0,55 л чистого моторного масла (можно работавшего но отстоявшегося) и установить промытый фильтрующий элемент.
Уход за фильтром тонкой очистки топлива заключается в своевременной очистке отстойника от грязи и осадков и промывке фильтрующего элемента. Промывку рекомендуется производить в горячей воде или чистом неэтилированном бензине с последующей продувкой сжатым воздухом. Для доступа к фильтрующему элементу следует отвернуть гайку-барашек зажимного устройства и снять отстойник.
Следует периодически сливать отстой и попавшую в бензин воду через сливную пробку бензинового бака. Нужно соблюдать сроки чистки и промывки бака. Для промывки бак рекомендуется снять. Фильтр заборника промывается чистым неэтилированным бензином или проточной горячей водой с последующей продувкой сжатым воздухом. При промывке датчик указателя уровня топлива должен быть снят. При необходимости, фильтр можно промыть и не снимая бензинового бака. С этой целью в полу багажника под резиновым ковриком имеется люк, закрытый крышкой, закрепленной шестью винтами. Под крышкой находится фланец приемной трубки заборника. Следует тщательно проверять плотность соединений бензопровода. Эта проверка должна производиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива не только вызывает потери бензина и придает неопрятный вид автомобилю, но и создает опасность пожара. Особенно тщательно следует проверять герметичность соединений бензопровода от бензинового бака до насоса. Неплотность соединении на этом участке вызывает подсос воздуха в магистраль, что уменьшает производительность бензинового насоса и особенно опасно в жаркое время года, так как способствует возникновению в системе "паровых пробок", прекращению подачи топлива в карбюратор и остановке двигателя. Для обнаружения неисправности следует отсоединить бензопровод от бензинового насоса и подать в трубку сжатый воздух под давлением 2 кгс/см2, предварительно смочив все места соединений бензинопровода мыльной водой. Появление пузырьков и шипение выходящего воздуха свидетельствует о наличии негерметичности соединения. Обычно неплотности устраняются простым подтягиванием накидных гаек или штуцеров при помощи ключа. При этом следует остерегаться приложения чрезмерных усилий во избежание срыва резьбы.
Особенно тщательно следует следить за правильностью установки трубопроводов системы перепуска топлива. Бензопровод от бензинового насоса должен подсоединяться к штуцеру, который имеет стрелку, показывающую вход. Вторая часть штуцела, имеющая перепускное отверстие (диаметр 1,1 мм), обозначена стрелкой, показывающей выход, и соединяется с трубопроводом, идущим от карбюратора к бензиновому баку.
Уход за впускной трубой заключается в периодическом осмотре и очистке ее (при необходимости) от смолистых отложений и нагара. Нагар можно удалить механическим путем различными скребками и щетками, размачиванием его керосином или чистым неэтилированным бензином, с последующей продувкой внутренних полостей сжатым воздухом.
Уход за системой выпуска газов заключается в периодической подтяжке всех креплений, особенно креплений глушителя и выпускной трубы двигателя. Вышедший из строя глушитель заменяется новым.