Электрооборудование: освещение и световая сигнализация
1. Облицовочный ободок.
2. Внутренний ободок.
3. Рассеиватель.
4. Отражатель.
5. Лампа.
6. Регулировочный винт вертикального положения фары.
7. Корпус.
8. Крышка с контактами.
9. Клеммная колодка.
10. Уплотнитель.
11. Патрон.
12. Панель с клеммами.
13. Подвижная контактная пластина.
14. Храповик.
15. Шток.
16. Плунжер.
17. Лампа габаритного света и света "Стоп".
18. Рассеиватель ламп габаритного света и света "Стоп".
19. Лампа заднего указателя поворота.
20. Рассеиватель лампы указателя поворота.
21. Возвратная кнопка.
22. Биметаллическая пластина.
23. Кронштейн крепления.
24. Лампа света заднего хода.
25. Рассеиватель света заднего хода.
26. Реле включения сигналов.
27. Якорь.
28. Обмотка.
29. Ярмо.
30. Возвратная пружина.
31. Рессора.
32. Резистор.
33. Крышка.
34. Контакты.
35. Предохранитель.
36. Выключатель зажигания.
37. Аккумуляторная батарея.
38. Амперметр.
39. Контрольная лампа включения указателей поворота.
40. Прерыватель указателей поворота.
41. Переключатель указателей поворота.
42. Струна.
43. Толкатель.
44. Плоская пружина.
45. Регулировочные гайки.
46. Мембрана.
47. Раструб (улитка).
48. Каретка.
49. Шарик фиксатора.
50. Переменный резистор (реостат).
51. Ручка переключателя.
Фары. В передних крыльях автомобиля установлены двухсветные фары типа ФГ122-КВ.Фары служат для освещения участка дороги впереди автомобиля. Каждая фара имеет корпус 7, полуразборный оптический элемент, устройство для регулировки и ободки. Оптический полуразборный элемент состоит из стального отражателя 4 (покрытого тонким слоем алюминия по лаковому подслою), завальцованного в отражателе рассеивателя 3, лампы 5 (A12-45+40), крышки с контактами и клеммной колодкой 9. Провода от колодки 9 идут к соединительной панели, фланцевая лампа 5 имеет две нити накала в 45 и 40 Вт. Нижняя нить накала лампы в 45 Вт расположена в фокусе отражателя и дает сильный луч света (дальний свет). Верхняя нить накала в 40 Вт с экраном перед нитью расположена выше горизонтальной оси отражателя и дает более слабый луч света с несимметричным распределением (ближний свет), при котором преимущественно освещается правая сторона и правая обочина дороги. Это обеспечивает улучшение видимости ночью в тумане, при дожде или других неблагоприятных условиях и снижает слепящее действие света на водителей встречных машин. Направление света фар регулируется двумя винтами 6, помещенными под наружным ободком фары.
Подфарники. Подфарники типа ПФ120-А служат для обозначения габаритов автомобиля. Подфарники имеют пластмассовый алюминиевый корпус и белый рассеиватель 3. В подфарнике установлена лампа А12-6.
Задние фонари. На автомобиле установлены комбинированные задние фонари типа ФП120-Б. Верхняя часть заднего фонаря имеет рубиновый рассеиватель 18, за которым установлена лампа A12-21+6. Нить накала лампы в 6 св. используется для обозначения габаритов автомобиля ночью (при движении и на стоянках). Нить накала в 21 св. загорается при нажатии на педаль тормоза и служит для предупреждения водителей сзади идущего транспорта о торможении. Средняя часть фонаря имеет рассеиватель 20 желтого цвета, за которым установлена лампа А12-21. Лампа загорается при включении указателей поворота. Нижняя часть фонаря имеет рассеиватель 25 белого цвета, за которым установлена лампа А12-21. Лампа включается автоматически при движении автомобиля задним ходом. Корпус заднего фонаря 7 выполнен из пластмассы. Внутренняя часть корпуса алюминирована для увеличения яркости фонаря.
Световые указатели поворота. Направление поворота автомобиля указывается мигающим светом в передних указателях поворота и в задних фонарях. На передних крыльях установлены указатели поворота типа УП120, в кoторых применяется лампа А12-21. Корпус 7 указателен поворота выполнен из цинкового сплава. Рассеиватель желтого цвета. Включение соответствующего переднего указателя поворота и заднего фонаря осуществляется переключателем типа П117, расположенным на рулевой колонке. Переключатель состоит из корпуса, в котором размещены электрический переключатель и механизм привода, обеспечивающий ручное включение и автоматическое выключение электрического переключателя. Чтобы указатели поворота были более заметными, они горят мигающим светом. Для этого в электрической цепи указателей поворота имеется специальный прерыватель типа РС57. При включении указателей поворотов ток поступает на клемму Б прерывателя, затем в сердечник, якорь, натянутый участок проволоки (струна 42), резистор, обмотку и на клемму СЛ. С клеммы СЛ в переключатель и далее в лампы указателя поворота и заднего фонаря. В связи с тем, что в цепь прерывателя включен резистор (7 Ом), лампы горят не полным светом. При прохождении тока через обмотку в сердечнике создается магнитное поле, которое стремится притянуть якорь к сердечнику. Нихромовая проволока (струна) в это время нагревается под действием тока и увеличивается в длину. Как только проволока 42 удлинится на определенную величину, контакт якоря соединится с неподвижным контактом, в результате чего резистор будет выключен из цепи. Лампы при этом загорятся полным светом и будут гореть ярко до тех пор, пока проволока не остынет и не отведет якорь от сердечника; контакты разомкнутся и резистор снова будет включен в цепь ламп. Далее все будет повторяться (пока включен переключатель). Один цикл длится 0,6-0,8 с. В минуту прерыватель дает 70-100 миганий. Одновременно с основным якорем притягивается дополнительный якорь, который включает контрольную лампу 39 указателей поворота. При перегорании одной из ламп контрольная лампа не горит.
Фонарь освещения регистрационного знака. Для освещения pегистрационного знака применяется фонарь ФП105-В, который имеет две лампы А12-3 и белый рассеиватель.
Стояночный свет. Для обозначения автомобиля во время длительной стоянки на проезжей части дороги применяются специальные стояночные фонари ФПЮЭ с лампой 4 св. Рассеиватель фонаря двухцветный: белый – вперед, красный – назад. Фонари установлены на облицовке вытяжной вентиляции кузова. Один из фонарей включается переключателем, установленным на панели приборов.
Центральный переключатель света. Центральный переключатель типа ПЗ12 состоит из корпуса, в котором ручкой 51 перемещается каретка 48. Каретка имеет три положения, фиксируемые шариком 49. Каретка имеет изолятор с контактной пластиной 13. При перемещении ручки 51 контактная пластина соединяет клеммы переключателя в определенной последовательности. В передней части корпуса установлен переменный резистор 50 для регулировки интенсивности освещения приборов. При повороте ручки ползунок изменяет величину резистора 50.
Ножной переключатель света. Ножной переключатель света типа ПЗ9 состоит из корпуса, изолятора с контактами и механизма переключения. При нажатии на плунжер 16 перемещается шток, который своим выступом поворачивает храповик 14, а вместе с ним и изолятор с подвижной контактной пластиной 13; пластина соединяет клеммы в определенной последовательности. После снятия усилия с плунжера он возвращается в исходное положение под действием пружины.
Биметаллический предохранитель. Некоторые цепи электрооборудования защищены биметаллическими предохранителями. Если в цепи произошло повреждение, то повысится ток (выше допустимой нормы), что вызовет сильный нагрев биметаллической пластины 22, и она будет выгибаться в другую сторону, размыкая цепь. Для включения предохранителя необходимо нажать на кнопку 21 (после устранения повреждения в цепи).
Звуковые сигналы. На автомобиле установлен комплект из двух тональных сигналов СЗО2 и СЗОЗ с электромагнитной вибрационной системой. Сигналы включаются (через реле РС503) кнопкой, расположенной на рулевом колесе. При нажатии на кнопку включается реле, и ток поступает от аккумуляторной батареи в обмотку электромагнита сигналов. Проходя по обмотке 28, ток создает магнитное поле, которое притягивает якорь 27, а вместе с ним и мембрану 46. Перемещение якоря вызывает размыкание контактов 34, и ток перестает поступать под действием плоской пружины, контакты соединяются и все повторяется. Колебание мембраны вызывает колебание воздуха, которое мы слышим. Для уменьшения искрения между контактами параллельно им включен резистор 32. Каждый сигнал издает звук определенной частоты. Совместная работа двух сигналов обеспечивает приятное созвучие.
Уход за приборами освещения и сигнализации заключается в ежедневном (перед каждый выездом) осмотре и проверке их работы. При необходимости, следует производить замену перегоревших ламп.